Автор - Jessica Ng
Перевод - Stonebat
Я художник-любитель, так что не ожидайте от меня слишком многого. Но хотя я и любитель, это не значит, что мои слова не стоят нескольких минут вашего внимания.
Я пишу кое-что, но не назвал бы себя писателем. Почему? Писатель, по моему мнению, это художник, который рисует картину словами. И каждая картина, нарисованная или написанная, рассказывает какую-то историю.
Надеюсь, эта статья будет вам в чем-то полезна, художники печатного слова, а может, будет полезна и художникам других искусств.
«КАК» важнее, чем «ЧТО»
Важно не то, о чем вы пишете; главное, как выделаете это. Можно взять любой бестселлер с выдающимся сюжетом и сделать из него зануднейшую вещь, просто «констатируя факты» или рассказывая о нем кому-нибудь. Это не вызывает никаких эмоций. Когда пишется история, в воздухе витает страсть, вожделение, ненависть, ужас и большое разнообразие других эмоций, которые вы передаете словами. Позвольте себе самому испытать те чувства, о которых вы пишете. Если рассказ не влияет на вас самого также, как должен повлиять на читателя, он требует доработки. Правда, здесь есть одно «но».
Если история вас не захватывает, не нужно сразу резать ее только поэтому. Может статься, что постоянно проигрываясь у вас в голове, она просто потеряла элемент неожиданности. Вы знаете все наперед и запомнили все мельчайшие повороты сюжета. Острота переживаний ушла. Сделайте перерыв, займитесь чем-нибудь еще, отвлеките свое сознание. Или попросите кого-нибудь, кому вы доверяете, высказать свое мнение. Лучше даже попросить об этом не одного человека, чтобы получить наиболее верное представление о своей работе.
Как спрашивать чужое мнение
Когда вы показываете друзьям свое творение, попросите их быть честными. Похвала хороша во все времена, но вам сейчас нужны не любезности, вы хотите узнать больше о своей работе. Спросите их, что они думали, что чувствовали, когда читали рассказ, что им понравилось и не понравилось и, возможно, как улучшить вашу работу. Если вы легко переносите критику, можно пойти еще дальше и попросить их яростно атаковать произведение, как врага, которого нужно победить. И чтобы победить этого врага, они должны безжалостно выявить его самые сильные и слабые черты.
Воспринимайте критику с холодной головой, помните, что ее цель – не обидеть вас, а помочь вам. Точно так же, не воспринимайте похвалу как простую вежливость, но как добрые слова от человека, который действительно говорит то, что думает, видит и ценит ваш тяжелый труд. Я знаю, кому-то это покажется нелегко. Да и мне довольно трудно помнить об этом, когда дело доходит до критики. Но все же старайтесь держать это в голове, потому что есть правда в моих словах.
Сюжет
Самое главное, это, конечно, цель написания вашего шедевра. Не имеет значения, насколько придурковатый или скучный выбран сюжет. Некоторые очень смешные комедии построены на совершенно идиотских сюжетах. Но на чем бы я настаивал, - выбирайте сюжет, который интересен лично вам. Чем более значимым и захватывающим будет он для вас, тем лучше. Потому что если вы сами находите свой сюжет скучным, как вы собираетесь убедить читателя, что он таковым не является?
С другой стороны, не надо сковывать себя цепями раз и навсегда придуманного сюжета. Если ваша муза полетела в другом направлении, чем то, с которого вы начали, не обрубайте ей крылья. Сюжет может иметь различные повороты. Выбирайте то, что соответствует идее вашего произведения, но постарайтесь все же не слишком часто менять сюжет, а то вы запутаетесь в композиции, и когда рассказ будет завершен, не сможете найти в нем никакого сюжета вообще.
Персонажи
Не важно, становится ли героем вашего произведения человек, животное, дух или даже камень, - вы всегда должны держать в голове, что это персонаж. У персонажа есть характер, индивидуальность. При этом даже отсутствие индивидуальности может быть отличительной чертой персонажа, как бы странно это ни звучало.
Люди, так же как и почти все другие персонажи, с которыми мне приходилось сталкиваться, имеют привычку выражать какие-то чувства. В одних эти чувства могут быть более сильны, другие же по характеру более отчужденны и равнодушны.
Однако когда вы описываете слова, мысли, действия героя, старайтесь поставить себя на его место. Например, в качестве камня вы, возможно, захотите источать твердость, холодность, а может быть, стабильность и непоколебимость. Постарайтесь писать так, чтобы читатель все больше узнавал характер вашего героя. Это краски, которыми вы рисуете.
Развязка
Окончание рассказа может сильно варьироваться. От «жили долго и счастливо» до захлопнувшейся двери или вообще зависания над пропастью. Выбирайте развязку, которая подходит вашему сюжету, вашей истории. Если вы можете гладко увязать ее с кульминацией, сделайте это обязательно. На свете нет «окончаний», только начала и направляющие. Развязка, которую вы предлагаете своим читателям, это просто разветвление дороги, после него каждый из вас идет своим путем. Возможно, вы встретитесь вновь и отправитесь вместе в другое путешествие.
Это не конец, а только развилка. Может, встретимся снова, спасибо, что прочли это.